Ипотечный договор характеризуется не только предоставлением финансирования со стороны банка, но и передача квартиры в залог от собственника жилья. Оформляя кредитный договор на покупку недвижимости, на предмет залога накладывается обременение. В этой статье рассмотрим, как происходит процедура снятия обременения по ипотеке, куда обращаться и в какие сроки это возможно осуществить.
Что такое обременение и зачем его снимать
Обременение на недвижимость создает запрет на регистрационные действия. Собственность жилья остается за банковским заемщиком, но распоряжаться в полной мере без согласия банка он не может. Обременение отображено в Росреестре. Накладываются ограничения следующего характера:
- запрет на продажу;
- смену собственника;
- отчуждению, дарению;
- сдачи в аренду;
- осуществление перепланировки;
- передача недвижимость в залог сторонним банкам.
Выплата долга по кредитному договору не означает автоматического снятия обременения. Для этой процедуры требуется предоставления пакета документов в Росреестр или через специализированные многофункциональные центры.
Поэтому после закрытия кредитного договора важно знать, как снять обременение ипотеки в силу закона. Иначе пользоваться собственной недвижимостью в полной мере не получится.
В каких случаях накладывается обременение на недвижимость
Обременение – это ограничение в правах собственника недвижимости. Самый распространенный случай – это, когда квартира находится в ипотеке, и выступает в качестве залога. Например, покупатель не сможет совершить приобрести квартиру, которая находится в залоге в банке ВТБ 24, без соответствующего разрешения на такую сделку со стороны банка.
Здесь, конечно, возможны различные решения с досрочным погашением кредита или с переходом обязательств по ипотеки покупателю, но зарегистрировать жилье на нового собственника залоговой квартиры без ведома банковской организации не получится.
Проверить наличие обременения можно, обратившись в Регпалату – регистрационное управление росреестра по правам на недвижимость.
Помимо этого, обременение может возникнуть в результате ареста по решению суда. Также если одним из собственников выступает несовершеннолетний ребенок или недееспособный человек. Существует отдельный вид обременения, который носит название «пожизненная рента».
Это, когда, собственность квартиры передается рентодателю, который обязуется выплачивать о определенную фиксированную сумму, не ниже прожиточного минимума в пользу рентополучателя на пожизненной основе. Таким образом, полные права собственности переходят после смерти рентополучателя.
Обременением является и договор аренды. Согласно законодательству первоочередным правом на проживание в квартире обладают те, кто ее арендовал. А новый собственник обязан выполнить условия договора аренды на аналогичных условиях и сроках, оговоренных с предыдущим собственником.
Порядок снятия обременения по ипотеки в МФЦ
Многофункциональные центры – это удобный способ общения между государственными структурами и частными лицами. Если в конкретном населенном пункте функционирует МФЦ, то нет необходимости обращаться в регпалату самостоятельно. Все документы можно передать и получить через такой центр. Этапы действия будут следующие:
- погасить задолженность перед банком. А случае досрочного закрытия ипотеки написать соответствующие заявление о списание всей суммы, достаточной для завершения сделки;
- дождаться, когда договор погасится и направиться в офис для получения справке о том, что обязательства выполнены;
- получение закладной с подписью и печатью банка;
- сбор остальной документации;
- обращение в МФЦ для подачи заявки о снятии обременения;
- ожидание в течение 3-х рабочих дней выполнения операции.
После чего собственник недвижимости сможет ей распоряжаться по своему усмотрению. При этом банковская компания больше не сможет влиять на действия бывшего заемщика. Если от лица клиента действует сторонний человек, то ему необходимо выполнять все процедуры по доверенности, нотариально заверенной.
В случае если по договору производится рефинансирование, то жилье сохраняется в залоге, но обременение переходит в другой банк. Клиенту непосредственное участие с МФЦ не предстоит, юридические лица самостоятельно переоформят договор залога, при достаточном количестве документов, которые заемщик передает при формировании рефинансирования в банке.
Сбор и подача необходимых документов
Для снятия обременения недвижимости по ипотечному договору понадобится определенный пакет документов, который может быть назначен государственной структурой в зависимости от ситуации. Из стандартного перечня документов можно перечислить:
- справка о закрытии кредитного договора;
- счет выписка о движении денежных средств, из которой видно последнее поступление и списание денег;
- заявления от банка и собственника о снятии обременения. Образец может предоставить МФЦ, а также банк;
- паспорта собственников;
- закладная от банка в оригинале с информацией о выполнении обязательств в полном объеме;
- договор ипотеки и график платежей;
- договор купли-продажи или иные правоустанавливающие документы;
- квитанция об оплате государственной пошлины.
Если часть документации передается в электронном виде через сайт госуслуг, то требуется подписание цифровой подписью. Документы, передаваемые через МФЦ, должны иметь печати и подписи ответственных сторон.
Сроки предоставления услуги в МФЦ
Многофункциональные центры осуществляют передачу закладной и других оригиналов документов по средством курьерской доставки. Поэтому снятие обременений по ипотеке через МФЦ производится ориентировочно в период трех рабочих дней.
Но, стоит учитывать, что такие сроки возможны, если все документы поступят надлежащего качества и в достаточном количестве. Так как в случае отсутствия части документации со стороны Росреестра поступит ответный запрос в МФЦ о передачи дополнительного пакета, что в свою очередь увеличит срок снятия обременения.
Размер государственной пошлины
В 2018 году госпошлина по снятию обременения по ипотеке стоит 200 рублей. По факту оплаты пошлины необходимо включить в пакет документов квитанцию об оплате. Если дополнительно требуется свидетельство, в котором произведется удаление отметки об обременении, то такая справка будет стоить еще 350 рублей.
Само уведомление о снятии обременения поступает бесплатно по электронной почте или иным контактным данным заявителя.
Возможные причины отказа и нюансы
Причиной отказа может быть только, если допущены ошибки в документах или ипотека не закрыта. Если банк потерял лицензию, то долговые обязательства у заемщика возникнут перед банковской структурой, к которой перейдут права по договору.
Также законодательство не регламентировано обязательное присутствие собственника, он может действовать через представителя, в том числе, и через юридическую компанию или риелторское агентство, которое оказывает подобные услуги для физических лиц.