Один из необходимых документов при оформлении сделки на недвижимость – это акт приема-передачи квартиры. Этот документ будет необходим, когда вы будете совершать процесс регистрации квартиры. Для того чтобы стать полноправным владельцем недвижимости, недостаточно будет только лишь, если будет договор купли-продажи, акт приема-передачи также понадобится. На данный момент в законодательстве не закреплен установленный образец. Такой документ возможно написать самостоятельно, но также следует учитывать некоторые немаловажные моменты. Как составить такой акт, что там следует прописать и сам пример бланка далее в этой статье.
Что необходимо прописать в акте приема-передачи при продаже квартиры
Хотя установленной формы нет, акты приема-передачи квартиры при продаже могут соответствовать определенным критериям. Это сделано потому, чтобы все документы были более-менее однотипные, что упрощает некоторые юридические нюансы. Бланк может быть заполнен самостоятельно ручкой или в печатаном виде, и в нем должна быть отражена следующая информация:
- Город и дата совершения акта передачи.
- Полные данные паспорта и прописки продавца и покупателя. Если в качестве продавца выступает юридическое лицо, или наоборот, то следует указать наименование организации, фактическое и юридическое местоположение, а также номер свидетельства государственной регистрации.
- Указать адрес жилья, информацию по объему жилой/нежилой площади, число комнат.
- Указать номер договора купли-продажи, на основании которого совершается данный акт, уточнить сумму денег, которую покупатель оплатил продавцу.
- Указать, какое состояние имеет жилье. Если у покупателя имеются претензии, то в этом пункте следует указать срок, в который продавец должен устранить все проблемы.
- Если у покупателя нет претензий по состоянию недвижимости, то следует также об этом написать.
- Прописать информацию о задолженности по коммунальным и техническим платежам. А также уточнить, кто должен их погашать при наличии. Например, если имеется задолженность по коммунальным до 20.12.2016, а передача квартиры будет произведена 21.12.2016, то следует прописать, что при обнаружении задолженности до 21.12.2016 по коммунальным и техническим платежам их обязуется погасить, к примеру, продавец.
- Указать иную важную информацию по мнению сторон. Например, о наличии ремонта, в квартире такого-то числа был осуществлен капитальный ремонт. Если квартира передается с мебелью, то также стоит прописать, какая именно мебель переходит в пользование покупателя.
- Номер кредитного договора, если жилье приобретается с помощью ипотеки в банке.
Оформление производится в количестве трех штук. Два для участников процедуры, а один для реестра государственных прав.
Какие стоит подготовить документы?
Для того чтобы составить акт приема-передачи квартиры при продаже, стоит заранее позаботиться о документах, где будет вся необходимая информация:
- Паспорта участников сделки.
- Договор купли-продажи.
- Кадастровый паспорт недвижимости.
- Ипотечный договор (если актуально).
Регистрация прав собственности
Акт приема-передачи квартиры по договору необходимо будет предоставить в государственный реестр прав. Затем фактически будет осуществлена смена собственника жилой площади. Без такого документа юридически собственником остается продавец, что влечет за собой ряд неприятных последствий. В Росреестре такой документ могут и не запросить, не в каждом регионе он считается обязательным при регистрации прав.
Но с юридической точки зрения проданный объект и переданный в пользование другому лицу должен сопровождаться актом приема-передачи, даже в самой простой форме.
Ответственность сторон
Передаточный акт приема является отправной точкой, когда вся ответственность за целостность квартиры переходит с продавца на покупателя. Документ создан для того, чтобы прописать все детали сделки, выяснить претензии сторон. Ведь если акт подписан, и покупатель обнаружил какие-либо повреждения в квартире, но акте указано, что претензий к недвижимости не имеет, то устранять их и делать ремонт покупателю придется самостоятельно, деньгами из своего кошелька.
Нюансы сделки
Согласно законодательству, акт приема-передачи необходимо подписать обеим сторонам. И третий экземпляр передать в ответственный государственный орган. Если эта процедура не будет совершена, то формально недвижимость остается в собственности продавца. В связи с этим могут возникнуть некоторые неприятные последствия.
Например, через два года после оформления сделки по вине покупателя произошел пожар. И все финансовые риски в таком случае может понести собственник недвижимости, т. е. продавец. Конечно, судебная инстанция примет сторону продавца с большой вероятностью, но в любом случае возможность судебных разбирательств не самая радостная вещь на свете.
В каких еще случаях может понадобиться акт приема-передачи?
Такой документ может понадобиться, если вы, к примеру, покупаете автомобиль или после выплаты кредита за авто отправились в банк получать ПТС. Также такой бланк составляют при сдаче квартиры. И хотя договора аренды может быть вполне достаточно, часто дополнительно заключается акт.
Бланк также имеет свободную форму, он основывается на договоре об аренде квартиры. В нем можно прописать адрес объекта, дату совершения сделки, факт передачи ключей, состояние квартиры и наличие и состояние мебели.