В Российской Федерации свыше шестисот коммерческих финансовых учреждений каждый день оказывают клиентам большое количество услуг. Однако, как показывает практика, сервис от банков не всегда имеет соответствие принятым нормам и стандартам. Часто наблюдаются такие ситуации, когда банкоматы работают некорректно, средства списываются не в том размере, сотрудники крайне некомпетентные. И эти проблемы могут быть решены, если клиент будет действовать грамотно, и будет знать, куда жаловаться на банк в России.
Есть несколько положений в рамках законодательства, обеспечивающих регулирование деятельности компаний такого плана. Если стандарты нарушены, полагается соответствующая ответственность – дисциплинарная, административная, уголовная. В Кодексе о правонарушениях административного характера при нарушении организацией установленных нормативов приписан соответствующий штраф. У клиента есть полное право обращения в судебные органы.
Какие первые шаги для жалобы на банк
Не стоит сразу бежать в суд и впадать в панику. Есть масса других вариантов обратить сложившуюся ситуацию в свою сторону:
- Обращение к персональному менеджеру. Для этого необходимо пойти к сотруднику, который курирует вопросы по вашим операциям. Оцените реакцию данного работника на вашу проблему: если он сочтет действия банка неправомерными, возможно, проблема уже будет решенной. Вопрос в том, сможет ли он лично оказать вам помощь?
- Обращение к начальнику отделения. Сообщите ему о проблеме и о том, как прошел разговор с менеджером. Понаблюдайте, как он сможет оценить ситуацию: если сможет помочь в вашем вопросе, проблема легко решаема.
- Позвоните на горячую линию банка – это эффективный вариант решения проблемы. Есть возможность, что такая ситуация сложилась по причине человеческого фактора или системного сбоя. Об этом вам сообщат по телефону и помогут принять верное решение.
- Подайте письменную жалобу в само банковское отделение. Этот способ актуален в случае, если прежние варианты не принесли вам никакого результата. Нужно направить ваше уведомление в центральный офис банка и дождаться конструктивных комментариев ситуации.
- Обращение в службу, связанную с защитой потребительских прав. Если прошлый шаг не привел вас к конечному решению проблемы, этот вариант станет самым действенным и актуальным.
- Написание жалобы в Центральный банк. Этому органу подчиняются абсолютно все банковские организации, работающие в стране, поэтому он уполномочен оказывать влияние на «дочерние» коммерческие структуры.
- Обращение в суд. Эта мера может быть крайней, когда прошлые попытки не привели к решению проблемы. Можно заняться составлением заявления самостоятельно или обратиться за помощью к специалистам в области юриспруденции.
Все эти шаги нужно выполнять строго поэтапно, поскольку есть вероятность, что проблемы будет решена уже на первом этапе, тогда подача заявления в суд нецелесообразна и отнимет много времени.
Рассмотрим более подробно, кому жаловаться на банк, и какие особенности указывать в заявлении.
Особенности составления жалобы
В данной позиции обобщенного варианта жалобы не имеется. Претензии могут быть изложены в произвольном порядке. Если реквизиты будут размещены не в правой стороны, а в левой части, это не будет считаться ошибкой, и переписывать бумагу не придется. Но будет оптимальным решением, если вы станете руководствоваться общими положениями к составлению письменных заявлений.
- «Шапка». Ее стоит оформлять в правой верхней части документа. Также важно отметить в ней, от кого исходит данная жалоба. Эта информация должна содержать в себе адрес и контактный телефон, а также адресата вашей претензии. При незнании имени должностного лица стоит просто написать его должность.
- Заголовок. В средней части строки необходимо написать слово «Жалоба» крупными буквами.
- Описание фактов. В этой области необходимо изложить факты и базовые обстоятельства ситуации. Стоит изложить, какие именно права нарушены, каковы были действия или бездействия банковской организации.
- Описание аргументов. Важно привести как можно больше аргументов, описать все факты и обстоятельства ситуации по правонарушению. Если у вас в примере есть лицо, которое виновно в случившемся, стоит указать ФИО этого человека.
- Основные приложения. Если ваше негодование имеет яркую выраженность, необходимо подкрепить данный факт посредством письменных доказательств, приложив к жалобе определенные бумаги. Это может быть копия договора кредитования, выписка по счету и прочие особенности.
- Требования. Не стоит руководствоваться эмоции и подавать жалобу только с одной целью – обругать сотрудников банка. Если у вас есть соображения по поводу вероятных решений проблемы – обязательно сообщите о них.
- Подпись, дата. Стоит помнить и о том, в какой день произошло составление жалобы. Здесь же требуется поставить вашу личную подпись.
Образец жалобы в ЦБ РФ можно скачать здесь.
Когда подается жалоба на сотрудника банка, необходимо сохранять бдительность и спокойствие. Помните о том, что нужно предоставить достаточное количество фактов для разбирательства, а не распыляться негативными эмоциями. Обычно любая организация имеет соответствующий отдел по борьбе с претензиями, в нем традиционно можно быстро решить проблемы без лишних скандалов. Как показывает практическая статистика, клиент, который однажды подал жалобу и получил решение в свою пользу, становится постоянным и сохраняет лояльное отношение к банку. Поэтому первым действием должно стать обращение непосредственно в банк.
Использование возможностей народных рейтингов
Каждое банковское учреждение, имеющее целью продолжительную работу на рынке, стремится к тому, чтобы решить проблему быстро и грамотно. Во многих организациях присутствуют сотрудники, занимающиеся отслеживанием отзывов и ответственностью за обратную связь с общественностью. Если такие специалисты обнаружат поданную жалобу, то постараются отреагировать на процесс достаточно оперативно. Сообщение недовольного клиента будет передано ответственным службам, которые проконсультируют вам по алгоритму действий.
Проверенным ресурсом такого плана является площадка БАНКИ.РУ, на которой можно ознакомиться с некоторыми сведениями о банковских учреждениях. Портал начал функционировать с 2005 года и в настоящее время выступает в качестве одного из востребованных ресурсов. Название свидетельствует об этом. Здесь можно отыскать сведения о рейтингах российских организаций в разрезе уровня и качества обслуживания и услуг в целом, а также оценить рейтинги наиболее доходных вкладов и кредитов с наиболее низкими процентными условиями.
Каждый клиент имеет право заняться составлением жалобы. Также стоит обратить особое внимание на «конфликтные ситуации», в теме можно освятить проблему и найти решение. Клиенты оставляют отзывы, на которые отвечает более двух сотен организаций России. Как и в ситуации с письменным обращением, стоит излагать свою проблему емко и кратко, без лишних эмоций. Сообщения, которые содержат ложные и оскорбительные сведения, не пройдут проверку.
Обращение в Ассоциацию российских банков
Это еще один способ, куда писать жалобу на банк. Это заведение представляет собой негосударственную организацию некоммерческого плана. Оно начало функционировать в 1991 году. В составе ее присутствует 552 члена, включая 350 кредитных компаний. В ней присутствуют крупнейшие банке страны, а также имеются представительства иностранных организаций, 65 компания с иностранным участием, а также несколько аудиторских агентств. Целью ассоциации является защита интересов кредитных компаний в рамках законодательных, исполнительных и правоохранительных систем.
Официальный ресурс содержит раздел, в рамках которого любой желающий клиент имеет возможность подачи жалобы на любую банковскую организацию. Она будет размещаться на сайте, и иметь доступ публичного плана. В 2011 году в силу вступил соответствующий федеральный закон, предполагающий указание альтернативной процедуры решения задач. Целью заключается в урегулировании различных споров между банками и их клиентами. В рамках таких процессов решением задач занимается финансовый омбудсмен, представляющий собой лицо, способное помочь в составлении договоренности с банком.
Составление жалобы в РОСПОТРЕБНАДЗОР
Банки, обслуживая клиентов, являются исполнителями, в связи с этим в ходе возникновения спорных ситуаций за защитой собственных прав можно делать соответствующее обращение в Федеральную службу по надзору в области ЗПП. Существует несколько положений, на которые можно пожаловаться в данную организацию:
- при включении в договорные отношения положений, которые влекут за собой ущемление потребительских прав;
- в ходе предоставления неполной или неверной информации об услугах.
Образец жалобы на банк в РОСПОТРЕБНАДЗОР не носит унифицированный характер. Посмотреть все об особенностях ее составления можно выше в этом материале.
Использование услуг ФАС
Аббревиатура ФАС означает «Федеральная Антимонопольная Служба», которая выступает в качестве исполнительного органа, контролирующего факт соблюдения закона в плане рекламы и конкуренции. Типичным поводом для подачи жалобы может являться такая ситуация. Банковская организация получило конкурентное преимущество перед прочими организациями, поскольку при заключении договора сообщила несколько неверных сведений или оговорила их не полностью. Такие недобросовестные действия со стороны финансовой организации могут повлечь за собой наложение административного штрафа, имеющего размеры от 12 тыс. рублей. Что касается юридических лиц, то санкции намного больше — от 100 000 рублей.
Подать жалобу в эту службу можно и в той ситуации, когда организация рассылает спам. Жалоба этим органом должна быть рассмотрена на протяжении 30-дневного периода, а затем необходимо осуществить проведение проверки и в случае правонарушений принять меры по устранению трудностей. Опять же, общей формы документа не имеется, стоит воспользоваться рекомендованным образцом, предполагающим четкое и последовательное изложение проблематики вопроса.
Подача жалобы в Центральный банк
Банк России выступает в качестве органа, осуществляющего банковский надзор и регулирование. Он обеспечивает слежение за соблюдением кредитных обязательств и законов, а также различных нормативных актов. Сюда можно пожаловаться сразу в нескольких ситуациях:
- если банк стремится навязать сторонние услуги и сервисы;
- при передаче организацией конфиденциальной информации о клиенте третьим лицам;
- в ходе неправомерного начисления штрафных санкций и положенных неустоек;
- если банк не исполняет исполнительный лист;
- в случае одностороннего повышения кредитной ставки.
Для приема обращений от граждан на сайте присутствует специальный раздел под названием «Интернет-приемная Банка России». Если поданное обращение имеет отношение к компетенции банка, то оно в обязательном порядке будет подлежать рассмотрению наряду с прочими письменными обращениями. Центральный банк дает любые ответы, но часто они являются формальными. При этом за ними следует объяснение, связанное с тем, что банк не может вмешиваться в подобные дела.
Структура носит надзорный, но не карательный характер, поэтому организация бессильна в некоторых вопросах.
Если вы будете четко следовать приведенным советам, получите возможность полноценного удовлетворения претензии. Не забывайте о том, что вы имеете право обращения в Прокуратуру и правоохранительные органы, особенно если говорить о неправомерных деяниях со стороны банков и их помощников – коллекторов.