Комиссия за просрочку платежей перед банками не превышает допустимых норм
Министерство Финансов Российской Федерации провело мониторинг финансовых учреждений на предмет соблюдения интересов заёмщиков.
Отчет показал, что банки отказались от взимания дополнительных процентов и наложения огромных штрафных санкций за просрочку платежей согласно графику платежей. А также банки решили отказаться от навязывания клиентам страховых полюсов.
Исследования проводились под пристальным вниманием организации по защите прав потребителей, отчет составлялся принимая во внимание мониторинг многих параметров. Начало исследований было положено еще в 2014 году, в конце весны этого года наступил заключительный этап.
В ходе исследований приняли участие по 25 организаций в каждом направление потребительского кредитования, в том числе банков имеющих государственную поддержку и микрофинансовые организации (МФО), работающие в направление микрокредитования.
Проверка проходила в формате «Тайный покупатель». Участники исследования под видом обычных клиентов оформляли на себя кредиты в банках и микрокредиты в МФО с различными нюансами. На основании опыта проводился анализ организации на соблюдение прав потребителя.
Соблюдение интересов заёмщиков значительно улучшились
Организация по защите прав потребителей отмечает, что в 2015 году произошло значительное улучшение соблюдение интересов заёмщиков. Основными факторами можно выделить следующее:
- рассмотрение заявки, консультирование клиента и иные услуги общего значения происходят без взимания комиссионных;
- информирование клиентов о текущем состоянии задолженности происходит бесплатно. Не так давно, данная услуга не велась вовсе, порядка 60% финансовых организаций не информировали клиентов о текущем состоянии;
- понижение штрафных санкций. Банки отказались от начисления комиссионых сборов, достигающих отметку в 180% годовых. На сегодняшний день данный показатель колеблется на уровне 18-36% годовых в зависимости от организации;
- наблюдается сокращение числа кредиторов на 2%, которые брали комиссионные за ведение ссудных счетов клиента.
Обращение в суд с вопросом просрочки платежа и начислением процентов
Организация по защите прав потребителей отмечает, что действующее законодательство позволяет банкам указывать, что в случае доведения дела до суда он будет проводиться по месту регистрации банка. Данная особенность действует лишь в том случае, если банк выступает в роли истца.
Заёмщик вправе обратиться в суд по месту собственной регистрации и по месту регистрации банка. Специалисты говорят, что данный «правомерный подход» со стороны банковских организаций нарушает права потребителей. Организация может содержать целый штат специалистов по решению судебных вопросов, в то время как, клиенты не всегда могут себе позволить даже юридическую консультацию.
В ближайшее время будут внесены поправки в закон «О потребительском кредитовании» для разрешения данной проблемы.