Микрозаймовые организации в России
Заседание Подкомиссии по доступности финансовых услуг, комиссии по банкам и банковской деятельности, посвященное новым мерам совершенствования регулирования микрофинансового сектора, состоялось 17 февраля 2015 года.
В процессе заседания приняли участие представители Банка России, ведущих микрофинансовых организаций, саморегулируемых и общественных компаний микрофинансовой деятельности.
Михаил Мамута, глава управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России, рассказал о намерениях Центрального Банка по совершенствованию регулирования российского микрофинансового сектора в целом. Данные меры предусмотрены в рамках Дорожной карты, которая была разработана Банком России при тесном сотрудничестве участников рынка микрофинансовой деятельности.
Двухуровневая банковская система
Банком России также было предложено ввести двухуровневую систему надзора, в рамках совершенствования регулирования микрофинансового рынка. Михаил Мамута подчеркнул, что далеко не все МФО одинаковы, – это и крупные компании, гиганты рынка, работающие в большинстве регионов Российской Федерации, и совсем небольшие организации, оказывающие услуги по выдаче займов в пределах одного или нескольких небольших населенных пунктов.
Но все они регулируются одинаково, идут под одну гребенку. По мнению регулятора микрофинансовой деятельности, это не самый правильный подход. Для небольших организаций такое регулирование избыточно и накладно, для крупных – недостаточно и не полноценно.
Введение двухуровневой системы надзора за рынком микрофинансовой деятельности, освободит небольшие компании от избыточного регуляторного давления, а крупным компаниям будет предоставлена возможность для дальнейшего развития и ведения здравой конкуренции.
Появление нового вида организаций – МЗО
Характерным критерием для разделения компаний, станет размер портфеля, то есть капитал организации. К малым компаниям, за которыми предполагается закрепление нового термина – микрозаймовые организации (МЗО), требования по размеру капитала, для осуществления деятельности, предъявляться не будут.
В то время как статус МФО может получить только та компания, располагающая с капиталом не менее 70 или 100 миллионов рублей. Конкретная пороговая сумма будет определятся, в ходе консультаций с участниками рынка микрофинансовой деятельности.
Предполагается, что после введения двухуровневой системы регулирования МЗО лишатся права привлечения средств от физических лиц. По словам Михаила Мамуты, введения ограничение не станет сильным сдерживающим фактором, поскольку маленькие МФО организации де-факто не способны и не готовы проводить привлечение средств граждан в таком объеме, который был бы достаточным для ведения бизнеса. Это не выгодно и с точки зрения обслуживания системы, и очень накладно с точки зрения маркетинговой сферы.
Привелегии МФО для дальнейшего развития
Крупные микрофинансовые организации сохранят за собой право на привлечение средств физических лиц, равно как и возможность производить выпуск облигаций. После вступления в силу двухуровневой системы регулирования МФО получат возможность секьюритизировать портфели займов МСБ, а также использовать другие инструменты фондирования, для осуществления своей деятельности. Помимо всего прочего, крупные МФО смогут производить удаленную идентификацию клиента, что позволит осуществлять выдачу займов в режиме онлайн, соблюдая все требования законодательства Российской Федерации.
Банк России запланировал в течение нескольких недель, подготовить законопроект о двухуровневом регулировании микрофинансового рынка. В марте 2015 года вынести на обсуждение микрофинансового сообщества с представителями больших и малых организаций, для продуктивной доработки и внесения поправок. Михаил Мамута сообщил, что данный законопроект может попасть в Государственную Думу РФ уже в весеннюю сессию этого года.
В своем выступлении начальник ГУ подчеркнул, что данные нововведения и другие мероприятия, предусмотренные дорожной картой, в первую очередь направлены на реализацию долгосрочных целей, и развития микрофинансовой отрасли. К таким целям относится – поддержка частного предпринимательства, экономическое развитие в малых городах, развитие сельского хозяйства, а также снижение рисков, связанных с существованием черного рынка микрофинансовой деятельности, который негативно влияет на ведение деятельность законопослушных организаций.
Закон об осуществлении микрофинансовой деятельности работает на протяжении несколько лет. За это время на рынке МФО произошло немало существенных изменений, которые требуют отображения в виде законодательных актов. Инициатива Банка России, о введении двухуровневой системы регулирования, позволит рынку микрофинансовой деятельности, найти новые точки роста и перспективы развития отрасли в целом.