Когда менеджер банка вручает выпущенную карточку, вряд ли он рассказывает о том, что ждет человека, когда необходимость в пластике пропадает. Банк понять можно – чем дольше клиент пользуется открытой картой, тем больше доход банка в виде платы за обслуживание и подключенные к ней опции. Зато дополнительный платный функционал подключают быстро и охотно. Перестав пользоваться картой, через некоторое время клиент обнаруживает, что средства на карточном счету обнулились, а из банка приходит уведомление о необходимости оплатить обслуживание и платные подключенные опции.
Поэтому, если человек решает прекратить работу с картой, следует заняться вопросом ее ликвидации и закрытия карточного счета. Банк – коммерческая структура, нацеленная на прибыль, поэтому держателю пластика приходится самостоятельно проявлять инициативу по закрытию карточки. Каждый банк назначает свои условия и определяет алгоритм, однако есть единые правила, которые обязательно установит финансовое учреждение.
Основные этапы закрытия
Последовательность действий связана с особенностями работы и обслуживания карточки. Намереваясь закрыть ее, предстоит предпринять следующее:
- Определить тип карты (кредитка или дебетовая).
- Явиться в отделение и уточнить, не осталось ли непогашенных задолженностей. Одновременно с этим просят менеджера банка отключить все платные услуги.
- Если пластик дебетовый – обнуляют счет, если кредитка – узнают и погашают задолженность в полном объеме.
- Когда банк убедится в отсутствии финансовых требований и обнулении счета, клиент пишет заявление о закрытии карточного счета и ликвидации пластика.
- Так как пластик является собственностью банка, его необходимо передать в отделение. Самостоятельное уничтожение карточки практикуется редко. Банки предпочитают самостоятельно избавляться от пластика, разрезая его в присутствии заявителя.
- Утилизация карточки не означает, что отношения с эмитентом расторгнуты. После передачи заявления наступает длительный период ожидания, пока банк произведет необходимые манипуляции по закрытию. Срок устанавливается каждым банком индивидуально, не менее 1 месяца.
- По истечении установленного срока держатель карточки является в отделение и запрашивает справку об отсутствии финансовых претензий со стороны эмитента.
Как видим, процесс избавления от карты сложнее, чем эмиссия карточки. Перед прощанием с карточкой важно убедиться, что:
- в период оформления закрытия отключены платные услуги;
- оплачена годовая плата за обслуживание.
Закрытие счета длится до 2 месяцев, за которые банк не преминет взять оплату, если вовремя не отключиться от платных услуг. Предварительное уведомление банка поможет избежать неприятностей, если момент закрытия приходится на окончание срока действия пластика. Если эмитент перевыпускает пластик на платной основе, не избежать начисления нового платежа. Отказ от автоматического перевыпуска оформляется через отдельное заявление клиента.
Если карточка выпущена для получения заработка, закрытием занимаются по согласованию с бухгалтерией работодателя, так как обслуживание зарплатных клиентов осуществляется по отдельному договору.
Чтобы избежать проблем в процессе ликвидации сделки, необходимо контролировать этапы сделки самостоятельно, запрашивая в банке копии своих заявлений с отметкой о принятии обращения к рассмотрению.
Прощание с картой: распространенные ошибки
Пользователям карт бывает сложно разобраться с условиями использования, не говоря уже о закрытии пластика. Существует определенный рейтинг ошибок, которые ежедневно допускают клиенты:
- На первом месте по заблуждениям миф о том, что достаточно прекратить использовать карту, чтобы считать отношения с эмитентом расторгнутыми.
- Когда заканчивается срок действия, карту выбрасывают или разрезают ножницами, однако это не избавляет от необходимости ежегодной оплаты за обслуживание карточного счета, ведь именно его необходимо закрыть.
- Иногда про кредитку попросту не вспоминают, считая, что все обязанности погашены, забывая о подключенных опциях, а потом получают взыскание банка оплатить услуги.
- Часто кредиторы требуют вернуть карту и отказываются закрывать счет без предъявления пластика. Иначе придется писать заявление об утере. Исключение составляют банки Ренессанс, Ситибанк, Авангард, при условии, что после подачи заявления клиент сам уничтожил кредитку и ни разу не пользовался ею весь период закрытия.
Благодаря распространению продуктов рефинансирования, многие заемщики, оформившие в свое время кредитки по высоким ставкам, столкнулись с необходимостью быстро закрыть пластик, оформив надлежащие бумаги. Для нового кредитора берут справку о закрытии картсчета и отсутствии претензий. Так как финансовое учреждение, выдавшее карточку, требует подтверждения о выполнении условий рефинансирования, у заемщика нет прав на ошибку.
Ввиду особенностей карт с заемным лимитом легко стать должником банка, даже не воспользовавшись одолженной суммой. После списания ежемесячных платежей банк начислит процент на использованную сумму, а после истечения срока оплаты – штраф (как правило, около 500 рублей). Всего 2-3 месяца владения карточкой с подключенными услугами банка приведут к образованию довольно большого долга. Стоит ли рисковать своими средствами и позитивным отношением банка?