После получения кредитной карты клиенты начинают пользоваться кредитным лимитом. В результате этого на карте возникает задолженность. Погашать ее нужно в установленные сроки, иначе одна задолженность может перейти в другую. В банковских терминах выделяются несколько видов задолженностей, которые описывают характер выплат. В зависимости от этого идет начисление или неначисление штрафов и пеней. Не всегда слово «задолженность» означает, что с платежеспособностью клиента все плохо.
Текущая задолженность по кредитной карте.
Это нормальное явление для владельца кредитки. Текущая задолженность означает, что данной суммой клиент воспользовался, но период возврата еще не наступил. В нее могут входить следующие суммы:
- Оплата товаров и услуг.
- Снятие наличных
- Комиссия за снятие наличных
- Проценты, начисленные на сумму, снятую наличными
- Стоимость СМС-информирования, страховых услуг, годового/месячного обслуживания.
- Проценты, начисленные за предыдущие периоды пользования кредитными средствами.
Текущая задолженность не означает, что клиент не должен погашать долг. Это та сумма, которую владелец карты вправе вернуть в льготный или свой платежный период. Погашается текущая задолженность одним платежом или минимальными суммами, которые составляют 5-10% от суммы долга. При внесении мин. платежа остаток текущей задолженности переносится на следующий этап, на него будут начислены проценты по установленной ставке, начисления пеней и штрафов не производится.
Узнать о размере задолженность можно в выписке по карте, в личном кабинете или в отделении банка.
Как только клиент опоздает с внесением минимального платежа или вообще перестанет платить, текущая задолженность перетекает в просроченную.
Просроченная задолженность по кредитной карте.
Здесь положение начинает набирать более серьезные обороты. Просрочка подразумевает начисление штрафов и пеней за ее образование. Она имеет несколько подвидов:
- Краткосрочная. Она обычно длится до 30 дней. Банки обычно ограничиваются начислением штрафа за возникновение просроченной задолженности, а данные не успевают передаться в БКИ. Если подобные просрочки имеют стабильный характер, то кредитная история испортиться.
- Среднесрочные – до 3 месяцев. За это время клиенту успевают начислиться пени и штрафы за неуплату основного долга, начисленных процентов, за невнесение очередного платежа и проч. Данные передаются в БКИ, что портит кредитную историю.
- Долгосрочные – от 6 месяцев и далее. Здесь сумма штрафов становится большой. Такое длительное непогашение долга свидетельствует о том, что клиент вряд ли будет его погашать. В этот период банк проводит активные действия, чтобы «достучаться» до клиента: звонят сотрудники по работе с задолженностью, направляются письма-уведомления и пр. Если действительно сложилась ситуация, что клиент не в силах погашаться долг (заболел, операция, уволили с работы, снизился доход), то банк может предложить, например, реструктуризировать этот долг. Если штрафник не идет на контакт, то он переводится в разряд безнадежных должников. В данном случае задолженность меняет название на безнадежную.
Узнать просроченную задолженность можно в выписке по карте. В выписке для кредитной карты Бинбанка она указана в разделе «Минимальный платеж»:
Безнадежная задолженность по кредитной карте.
Долгосрочные безнадежные долги могут передаваться коллекторам. Передача проводится только с согласия владельца карты. Пункт об этом обычно стандартно включается в индивидуальные условия по кредитной карте. После этого выбивание долга идет более жесткими способами.
Иногда банки предлагают настолько суровые условия по карте, что даже ответственный клиент не может с ними справиться. Если у клиента сложилась тяжелая жизненная ситуация, а банк не желает идти на встречу, стоит собирать документы для подачи иска в суд. Здесь можно предоставить справку о нетрудоспособности, продолжительной болезни, снижении дохода, письменный отказ банка от реструктуризации долга, письменное обращение клиента с просьбой о реструктуризации, выписками о начисленных пенях и штрафов и пр. – все то, что будет играть в пользу клиента. Нужно доказать суду, что должник не скрывается от выплаты, готов погашать долг, но стоп-факторы ему пока мешают это сделать. В большинстве случаев суд принимает сторону истца и принуждает банк принять меры. В частности, списываются пени и штрафы, часть начисленных процентов, а основной долг реструктуризируется.
Если будет доказано, что клиент уклоняется от уплаты долга, то избежать послаблений в выплате не удастся.
Таким образом, при наличии кредитной карты и ее использовании, стоит внимательно изучать выписку по карте. Это позволит вовремя погашать задолженность на начальном этапе, не давая ей перейти на следующий. Если возникает сложность в погашении, то стоит обратиться в банк с письменным заявлением, а в случае бездействия банка или отказа, можно обращаться в суд. При наличии подтверждающих фактов, суд принимает сторону клиента.